Грудное вскармливание: малыш ленится сосать грудь?

Слова и жесты

Мимика, жесты, интонация помогают человеку общаться с другими людьми

Обратите внимание – взрослые в разговоре друг с другом очень много информации передают с помощью мимики и жестов (именно поэтому многим людям бывает сложно общаться по телефону, хотя при этом они легко ведут разговор во время личной встречи). Но для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, поскольку на определенном этапе для них это единственный способ «поговорить» с вами

Очень полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест, а потом – повторяет слово. Например, слово “дай!” обычно сопровождается таким жестом: протянуть руку ладонью вверх и несколько раз согнуть и разогнуть пальцы. При этом старайтесь почаще употреблять слова “дай”, “принеси”, «возьми», просите ребенка выполнить простые просьбы. Вы увидите, он будет очень рад вам помочь!

Подобным образом можно научить малыша другим выразительным жестам, например, “Ладушки”, “До свидания”, “Покажи, какой ты большой (или большая)”, утвердительно или отрицательно качать головой. Не стесняйтесь детских жестов, например, показывания пальцем, а наоборот, помогайте ребенку освоить их.

Жесты могут нести и эмоциональную окраску.

«Олежка недавно научился показывать, какой кислый помидор и какая сладкая малинка. Когда спрашиваешь у него: «Какой помидор?», он уморительно морщит носик, всем своим видом показывая отвращение к нелюбимой еде. На вопрос же: «Какая малинка?» ребенок расплывается в блаженной улыбке и причмокивает язычком. Конечно, в какой-то момент мы его этому научили, но теперь он часто изображает какой-нибудь вкус и без нашей просьбы. Например, если говоришь, что лимон – кислый, Олежка непременно сморщится».

«Марусе показали, что цветы можно нюхать. Теперь при виде любого цветочка (на клумбе, в горшке или даже в книжке), она тянется к нему носом и в упоении нюхает его».

Жестами ребенок может сопровождать ваше чтение стихов или пение.

Например, так:

  • Я на скрипочке играю – тили-ли, тили-ли, (малыш держит в руках воображаемую скрипку и “играет” на ней),
  • Пляшут зайки на лужайке – тили-ли да тили-ли (“пляшет”, вертит поднятыми ручками).
  • А потом на барабане – бам-бам-бам, бам-бам-бам (ребенок стучит ладошками по какой-нибудь поверхности),
  • В страхе зайки разбежались по кустам! (прячет лицо в ладошках).

Или так:

  • Мишка косолапый по лесу идет (ребенок покачивается, широко расставив ножки),
  • Шишки собирает, песенки поет (наклоняется за воображаемой шишкой).
  • Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб (хлопает себя по лбу).
  • Мишка рассердился, и ногою – топ (малыш топает ножкой).

Или так:

  • Заинька, попляши, серенький, попляши. Вот так-этак попляши, вот так-этак попляши (ребенок “танцует”).
  • Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой, вот так-этак топни ножкой, вот так-этак топни ножкой (топает то одной, то другой ножкой).
  • Заинька, хлопни в ладошки, серенький, хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки, вот так-этак хлопни в ладошки (малыш хлопает в ладоши).
  • Заинька, поклонись, серенький, поклонись, вот так-этак поклонись, вот так-этак поклонись (кланяется).

Можно обыграть и “Игрушки” Агнии Барто. Малыш показывает, как качается бычок на шаткой доске, как горько плачет девочка Таня, жалеет и гладит бедного мишку с оторванной лапой.

Кстати сказать, знаменитые пальчиковые игры одновременно тренируют у ребенка и “говорящие жесты”, и мелкую моторику, которая тоже очень полезна для развития речи.

Вот, например, игра “Капуста”:

  • Есть у нас капуста, вот она, капуста (показываем, какая большая капуста),
  • Мы капусту режем, режем (ребром ладони, как ножом, стучим по столу),
  • мы капусту трем, трем (потираем ладошки),
  • мы капусту мнем, мнем (изображаем, как мнем капусту кулачками).

А вот пальчиковая массажная игра, похожая на знаменитую “Сороку-сороку” — Машины блины:

  • Стала Маша гостей созывать (поглаживаем раскрытую ладошку малыша):
  • И Иван, приди, и Степан, приди, и Андрей, приди, и Сергей, приди, (поочередно загибаем пальчики, начиная с большого),
  • А Никитушка – ну, пожалуйста! (загибаем мизинчик, предварительно погладив его).
  • Стала Маша гостей угощать: и Ивану блин, и Степану блин, и Андрею блин, и Сергею блин (разгибаем пальчики, разминая подушечки – “раздаем блины”),
  • а Никитушке – мятный пряничек! (разгибаем мизинчик, тоже предварительно погладив).
  • Стала Маша гостей провожать: и Иван, прощай, и Степан, прощай, и Андрей, прощай, и Сергей, прощай! (каждый пальчик по очереди сгибается и разгибается – как в жесте “до свидания”),
  • а Никитушка – ну, побудь еще! (ласково поглаживаем мизинчик).

Эти игры помогут вашему малышу обогатить словарный запас и соотносить слова с совершенно конкретными действиями или предметами.

Правила допаивания

Предлагать воду новорожденному можно уже с первой недели искусственного вскармливания

Особое внимание следует обратить на стул ребенка. Если с самого начала наблюдаются запоры – то вода станет незаменимым помощником

В случае же когда пищеварительная система малыша хорошо справляется с усвоением и выведением молочной пищи, воду можно начинать употреблять с 28-го дня.

Когда давать водичку?

Давайте воду малышу как можно чаще между кормлениями молочной смесью. Ничего страшного, если дитя отказывается пить – значит, в данный момент, баланс жидкости в его организме нормальный и ему хватает той воды, что вы даете во время еды.

Оптимальным временем для питья является за час до или через час после кормления. Предлагать малышу много воды до основного приема пищи не стоит – ведь объем его желудочка не больше 250 мл, следовательно, чем больше он выпьет – тем меньше съест.

Как предложить?

Воду малышу следует именно предлагать! Несмотря на то, что новорожденный еще совсем маленький и беззащитный, он уже сам знает, сколько жидкости и еды ему нужно. Лучше предлагать часто и по «чуть-чуть», чем насильно вливать нежеланный напиток.

Ребенок может пить воду:

  • из бутылочки с соской;
  • из ложки;
  • из шприца без иголки.

Обратите внимание! Любую выбранную посуду необходимо ежедневно мыть детским мылом под горячей водой и кипятить хотя бы раз в неделю. Также нужно следить, чтобы вода не застаивалась, и обновлять ее перед каждым допаиванием.

Сколько жидкости необходимо ребенку?

Ежедневная норма потребления ребенком воды – индивидуальна. Цифра колеблется от 50 до 200 мл в день

Естественно, нужно принимать во внимание различные факторы:

  1. климат;
  2. активность ребенка;
  3. консистенцию пищи и многое другое.

Поэтому – ориентируйтесь на инстинкты своего крохи

Для правильного расчета суточной нормы, обратите внимание на количество выпиваемой смеси, т.е. объем жидкости должен соответствовать объему одного приема пищи

Таким образом, если малыш съедает 120 мл смеси за одно кормление, то и ежедневная порция воды соответствует этой цифре. Это количество распределяется на весь день и ночь, если у новорожденного есть потребность пить ночью.

Чем поить?

  • Самым полезным напитком для малюток будет специальная детская вода, приобретенная в аптеке или в магазине. В ее состав входят необходимые детскому организму минералы и витамины. Перед покупкой такой воды, обязательно проверяйте срок годности.
  • Подойдет и обычная минеральная вода без газа в бутылках. Главное, чтобы она не была специально обогащена солями и не имела дополнительного привкуса.
  • Полезную воду можно изготавливать и дома самостоятельно. Для этого идеально подойдут фильтры для воды в виде пластмассовых кувшинов. Не забывайте только вовремя менять картридж и ежедневно обновлять воду.
  • Кипяченая вода, также может подойти для допаивания. Однако, нужно учитывать, что процесс кипячения убивает все полезные свойства воды, делая ее лишь жидкостью для утоления жажды.

Важно! Не допускается употребление ребенком обычной воды из крана, не прошедшей процесс фильтрации или кипячения, так как в ней содержатся хлор и другие вредные вещества, приводящие к отравлению организма.

Какой должна температура?

В первые дни допаивания, температура воды должна быть максимально приближена к температуре тела ребенка – 36 градусов. Теплая вода быстрее усваивается организмом, так как ему не нужно затрачивать дополнительную энергию на подогревание или охлаждение.

Затем, можно постепенно снижать температуру, доведя до состояния комнатной. Таким образом, через 2-3 месяца она составит 20-22 градуса.

Отличительные черты гв в первые дни

В первые дни приходит не молоко, а молозиво – питательная, клейковатая жидкость с большим количеством иммуноглобулинов, антителами. Его малышу достаточно немного (до 10 мл, к третьим суткам – около 100 мл), докармливать кроху смесью ни в коем случае не нужно, в молозиве есть все необходимые питательные вещества. Количество прикладываний в это время составляет примерно 7-15 раз.

На третьи-пятые сутки грудь наполняется молоком: молочные железы набухают, побаливают, может подняться температура. Частота кормлений увеличивается, что необходимо для налаживания успешной лактации. Малыш подает сигналы, когда хочет покушать: мотает головкой, высовывает язычок, кричит и плачет.

Ребенок в первые дни теряет до 10% в весе, но это вовсе не от голода, а от потери жидкости при дыхании, ее испарении через кожу, с мочой и меконием.


Контакт «кожа к коже» после родов

Причины отказа от груди

Дело в том, что ребенок не просто так плохо сосет или отказывается есть. У него на это есть причины, про которые он не может сообщить маме. Проблема может исходить как со стороны мамы, так и со стороны ребенка.

  • Мама докармливает малыша из бутылочки, или младенец сосет пустышку. Эти факторы формируют неправильный захват соска, что естественным образом сказывается на грудном вскармливании.
  • Застои молока. Чем дольше мама откладывает процесс кормления, тем труднее ребенку сделать захват. Такая ситуация может возникнуть и когда малыш во время кормления сосет только одну грудь. Специалисты в этом случае советуют обязательно сцеживать молоко с другой груди после завершения кормления.
  • Неправильная поза. Бывает так, что грудь мамы во время кормления закрывает нос ребеночку, и ему становится трудно дышать. В этом случае малыш начинает крутиться и выпускает сосок изо рта. Аналогичная ситуация может возникнуть и во время насморка у грудничка.
  • Малыш может отказываться от еды, если у мамы имеются трещины на сосках. Они кровят и меняют вкус молока.
  • Малышу тяжело сосать грудь ввиду физиологических особенностей: короткая уздечка, тонус мышц лица.
  • Ребенок недоношенный, слабый.

Не стоит забывать о том, что есть малыши-ленивцы, которым просто не хочется напрягаться, и они быстро засыпают во время кормления. Педиатры говорят о том, что у таких детей центр голода в мозгу созревает достаточно медленно. Поэтому они медленнее прибавляют вес.

Но беспокоиться и прерывать грудное вскармливание не стоит. Рано или поздно этот центр созреет, и малыш станет кушать более активно.

Если обычные мероприятия по переучиванию малыша не дают эффекта, нужно обратиться к врачу. Есть также консультанты по ГВ, которые наглядно покажут, как научить ребенка правильно брать грудь. Обычно такого человека приглашают домой и на практике выясняют, в чем проблема матери или ребенка.

От правильного прикладывания зависит, получит ребенок столько молока, сколько ему нужно, или будет голодать.

Болезненные ощущения во время кормления

В первые две недели после родов практически все мамы испытывают боли во время кормления грудью вплоть до того, что появляются мысли, так ли это обязательно – кормить ребенка грудью. Не волнуйтесь, при соблюдении техники правильного прикладывания к груди вы обязательно начнете получать удовольствие от этого важнейшего процесса в жизни вашего малыша. В норме неприятные ощущения могут быть в первые секунды после прикладывания, а затем исчезают, если, конечно, малыш взял грудь правильно. Но и эти ощущения спустя время полностью уйдут и грудное вскармливание станет радостью для вас и вашего ребенка.

Полезные советы

Естественное вскармливание редко обходится без проблем. Ребенок может получать материнское молоко, но при этом иногда отказываться от кормления. Чтобы избежать трудностей, стоит воспользоваться полезными советами, с помощью которых можно быстро приучить ребенка сосать грудь:

  1. В первое время новорожденному трудно сосать, поэтому женщина должна всегда сохранять спокойствие и выдержку. Настроение матери передается ребенку. Он будет меньше волноваться, когда спокойна мать.
  2. Иногда прикладывания ребенку просто неудобны из-за бюстгальтера. Лучше всего при кормлении полностью обнажать грудь, расстегивая сорочку. Так младенцу удобнее получать молоко. Также он быстрее изучит мамину грудь, специфический привкус маминого молока, запах ее тела.
  3. Если ребенку дают пустышку, которую мамочки часто применяют для успокоения малыша, то она по форме должна напоминать материнский сосок.
  4. Лучшие время для кормления — после купания и перед сном, когда младенец пребывает в расслабленном состоянии.
  5. На период возвращения к естественному кормлению стоит оградить ребенка от сильных эмоций: исключить визиты к врачу, сократить время пребывания в общественных местах, ограничить ухаживание за младенцем родственников.

Грудное вскармливание — это естественный процесс. Не стоит отказываться от него в угоду моде, личным интересам и т. п. Ведь дети, находящиеся на таком питании, реже болеют, активнее ведут себя во время бодрствования, лучше спят.

Причины, по которым новорождённый отказывается от груди

Если ребёнок отказался от груди – не спешите. Резкий переход на другие способы кормления – не выход. Разберитесь в причинах такого поведения малыша.


Вот некоторые из них:

неправильное прикладывание малыша к груди;
ребёнок заболел. Это могут быть банальная простуда, высокая температура тела. Появление первых зубов и забитый нос вполне могут вызвать отказ от приёма пищи;
нарушения в работе пищеварительного тракта малыша, газы и следствие дисбактериоза;
если ребёнок родился раньше срока, недоношен и незрел, у него очень мало сил для активного сосания;
продолжительное вскармливание из бутылки, привыкание к ней;
особенности строения материнской груди, плоские или втянутые соски. Есть специальные накладки для таких сосков;
противоположная ситуация – слишком большие соски. Малышу трудно обхватить их ртом;
молоко стало неприятным на вкус. А он сильно зависит от питания мамы и ее гормонального фона;
ребёнок испытывает неприятные ощущения: ему холодно, слишком жарко или душно. Чаще проветривайте помещение!
нетипичный аромат от тела мамы, вызванный использованием духов, косметики

Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал родной запах и привыкал к нему;
тревога у мамы. Да, чувство страха от возможной боли перед кормлением отлично передаётся малышу

Он чувствует это, и его также охватывает тревога. Дети намного чувствительнее и понимают больше, чем нам кажется;
звуки, запахи, посторонние голоса во время кормления.

Очень много факторов, из-за которых малыш может отказаться от груди. Первый этап решения проблемы – это найти причину его нежелания питаться грудным молоком.

Спросите у людей, которые с вами проживают (например, у мужа), что могло измениться в общении с ребёнком и какой стала окружающая обстановка.

Раннее прикладывание и его роль в нормализации лактации

Сразу после родов ребенка прикладывают к груди матери. Малыш захватывает сосок и высасывает несколько капель молозива

Важно, чтобы при этом был контакт «кожа к коже». Для чего это нужно? Дело в том, что в утробе матери ребенок находился в стерильной среде

Проходя по родовым путям, он «ознакомился» с микрофлорой мамы. Молозиво – тоже микрофлора, и ее он получает внутрь, заселяя ею свой кишечник. Молозиво содержит иммуноглобулины, необходимые для успешной адаптации малыша к новой среде.

Раннее прикладывание длится недолго, как правило, 1-2 минуты (поскольку при длительном прикладывании ребенок может замерзнуть). Польза раннего прикладывания заключается также в том, что у женщины запускается лактация. При стимулировании сосков гормон окситоцин начинает свою работу по выработке молока

Именно поэтому так важно приложить ребенка к груди сразу после рождения. Если ребенок родился слабый, недоношенный или больной, его не прикладывают к груди в родзале

Рубрики

Симптоматика

Симптомы колита зависят от формы заболевания. Острый колит проявляет себя повышением температуры, интоксикацией, расстройством стула, болезненностью живота, метеоризмом. Ярко выраженным признаком воспаления является частая дефекация с примесями крови. 

Если болезнь переходит в хроническую форму, симптомы становятся менее выраженными. Пациенты отмечают частые расстройства стула, которые могут проявляться запорами и поносами. По бокам возникают боли, которые усиливаются при дефекации. После еды возникает вздутие живота, урчание. Многие пациенты при колите жалуются на ощущение неполного опорожнения кишечника после дефекации. На фоне заболевания снижается аппетит, что может приводить к снижению массы тела. Из-за интоксикации пациент испытывает слабость, снижение работоспособности. 

Завершение грудного вскармливания

Оптимальным возрастным промежутком для отмены грудного вскармливания является период с полутора до двух лет. После года большинство малышей уже могут питаться обычной пищей, а материнское молоко необходимо для поддержания иммунитета и сохранения физического контакта с мамой.

Необходимо знать, как правильно закончить ГВ.

Основные нюансы прописаны «тут». Безболезненное завершение лактации для мамы и грудничка – залог спокойствия и хорошего настроения. Постепенная отмена кормлений предотвращает проблемы с грудью и исключает необходимость в дополнительных сцеживаниях. Отказываясь от грудного вскармливания до года, необходимо заменить материнское молоко на адаптированную смесь, поскольку малыш по-прежнему нуждается в дополнительном источнике полезных белков, а коровье молоко не может удовлетворить потребности организма.

  1. Малыш: нормы развития по возрасту, питание и здоровье ребенка как на грудном вскармливании, так и на искусственном.
  2. Мама: питание кормящей матери, разрешенные и запрещенные лекарства при грудном вскармливании, эмоциональное и физическое состояние мамы, восстановление после родов.
  3. Сон: сколько должен спать ребенок в сутки — по месяцам; способы укладывания, как наладить здоровый сон мамы и грудничка.
  4. Грудное вскармливание первое кормление грудью, молозиво и молоко, налаживание гв, возможные проблемы; что делать при нехватке молока; польза грудного молока и молозива; сцеживание и хранение сцеженного молока.
  5. Отлучение от груди: лучший способ завершения гв, личные истории и пример мам, как они отучали от грудного вскармливания своих малышей.
  6. Видео архив: сборники видео доктора Комаровского и специалиста по грудному вскармливанию Нины Зайченко.
  7. Аксессуары: как выбрать хороший слинг-переноску; какие пустышки полезнее; какие аксессуары нужны маме, а без каких можно обойтись.

Когда нельзя отлучать ребенка от груди?

Есть случаи, когда отлучать от груди ребенка категорически нельзя, потому что это нанесет непоправимый вред и маме, и малышу.

  • Период ранней весны или глубокой зимы, когда у ребенка снижен иммунитет и он может часто болеть простудами. Материнское молоко помогает малышу защищаться от простуд, потому что содержит множество антител и иммуноглобулинов.
  • Жара (летом), которая способствует возникновению риска инфекций, в особенности кишечных.
  • Высокая температура у ребенка, которая часто бывает во время простуд или прорезывания молочных зубок. В этот период у малыша ослабляется иммунитет, и подвергать его дополнительному физиологическому и психологическому риску, лишая материнского молока, нельзя.
  • Нельзя прекращать кормить грудью малыша, если со времени прекращения его болезни прошло меньше 30 дней.

Малыша не отлучают от груди и в том случае, если он перенес стресс, плачет и капризничает по непонятным причинам. В это время материнская грудь – мощное успокоительное средство, которое поможет малышу справиться со сложным периодом.

Как правильно давать грудь

Не каждый новорожденный может взять грудь сразу. В ряде случаев он отказывается, выплевывает и даже не проявляет интереса. Задача мамы – заинтересовать ребенка, создать ему максимальные удобство и комфорт.

Важно! Если грудь дается ребенку правильно, то травмы или прикусывания не произойдут, так как ничего не будет пугать малыша или создавать дискомфорт. Методика следующая:

Методика следующая:

  • женщина должна занять максимально удобное для себя положение (сидя, стоя или лежа);
  • тело ребенка и его лицо должны находиться на одной высоте;
  • женщина должна расслабиться, создать для себя комфортную и удобную обстановку;
  • допускается подкладывание под спину мамы подушки (так достигается снижение нагрузки на мышцы спины, живота и шеи);
  • малыша нужно прижать плотно к себе;
  • голова новорожденного находится напротив груди, рот грудничка – около коричневого кружка (ареолы);
  • нужно следить за тем, чтобы голова не была запрокинута назад;
  • плечи не должны провисать между рук мамы;
  • держать потребуется одной рукой, так как другой нужно направлять грудь (малыш не может в первое время удерживать ее самостоятельно).

Нужно учитывать, что процесс кормления может быть длительным

Новорожденный грудничок должен чувствовать себя уютно, поэтому очень важно создать гармоничное состояние в процессе кормления. Начало процесса предполагает, что мама будет пальцами направлять грудь, к которой приложен кроха

Расположение – параллельно губам. Сигналом к тому, что малыш готов к кормлению будут открытый ротик и характерные поисковые движения.


Гармония и позитив помогут крохе

Требуется правильно кормить малыша, чтобы избежать негативного развития событий в период приучения. Убрать пальцы с ареолы можно только тогда, когда ребенок начнет интенсивно всасывать молоко. Если сделать это раньше, то сосок может выпадать, что будет нервировать новорожденного, создавать ему дискомфорт.

В первые 3-4 дня начинать кормление придется с самого начала по несколько раз. Связано это с тем, что малыш не всегда может забрать необходимое количество молока с первого раза и даже будет засыпать во время еды. Женщина не должна проявлять негативных эмоций, чтобы не нервировать себя и чадо. Полностью процесс кормления налаживается длительное время. Требуется 2-3 недели, чтобы грудничок понял все секреты. Устойчивый навык формируется у него только к 2-3 месяцам.

Надо ли допаивать грудного ребенка при вскармливании?

Потребность в питье напрямую связана с типом кормления младенца. Обычно грудное кормление дает новорожденному все необходимые питательные вещества. Потребности в дополнительном допаивании у него может не возникать.

По-другому дело обстоит с искусственным вскармливанием. Сухие смеси всегда приходится разбавлять водой, что подразумевает ее обязательное введение в рацион малыша.

При грудном кормлении

В материнском молоке количество воды составляет порядка 90%. Оно включает в себя все необходимые для грудничка микроэлементы.

Поэтому при грудном кормлении новорожденный получает необходимое количество жидкости. Потребности в простой воде у него может не возникать. Ее можно давать только между кормлениями.

В первые несколько месяцев жизни грудничкам можно предлагать чистую воду. Нельзя насильно заставлять их пить ее. Достаточно напоить младенца двумя большими ложками воды, если он просит пить. Обычно это происходит при жаркой погоде.

При искусственном

Сухие смеси отличаются в плане состава от материнского молока. Они обогащены белком. При употреблении искусственных смесей грудничок будет чаще испытывать потребность в питье. Если ребенок питается сухими смесями, то вводить в его рацион воду требуется с первых дней жизни.

Малыша не следует пичкать водой после кормления. Он получает ее достаточное количество при употреблении смеси. Давать воду рекомендуется между кормлениями и при необходимости.

При этом ее количество должно быть чуть больше, чем при грудном кормлении. Если младенец питается сухими смесями, то между приемами пищи можно давать по несколько ложек воды.

В течение дня он может выпивать до 200 мл. Особенно это касается теплого времени года, когда организм теряет много влаги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector